Перегрев двигателя автомобиля: причины, признаки и последствия
Перегрев — одна из самых опасных нештатных ситуаций в работе двигателя. К ней могут привести как технические неисправности, так и некорректная эксплуатация автомобиля.
Из-за чего перегревается двигатель
Когда говорят о рабочей температуре двигателя, имеют в виду температурный режим не в самом силовом агрегате (отдельные узлы которого при работе нагреваются до очень значительных показателей), а в системе охлаждения. Именно там расположен датчик, регистрирующий значения температуры. Охлаждающая жидкость забирает избыточное тепло двигателя, а затем остывает в радиаторе. В современных бензиновых моторах её температура до попадания в радиатор составляет 90–110 °С, в дизельных — 80–90 °С. Факторов, из-за которых этот показатель повышается, много.
● Недостаток охлаждающей жидкости. Если система негерметична (повреждения патрубков или радиатора), уровень жидкости постепенно снижается.
● Засорение радиатора. Снаружи он забивается грязью и пылью, изнутри — продуктами разложения охлаждающей жидкости при её несвоевременной замене. Также могут замяться пластины радиатора при мойке автомобиля под давлением либо от других механических повреждений. Во всех случаях эффективность работы узла снижается.
● Неисправность вентилятора охлаждения радиатора. Этот прибор направляет на радиатор дополнительный поток воздуха, когда естественного обдува недостаточно — например, при медленном движении в пробке. В вентиляторе могут выйти из строя электромотор, предохранитель, датчик температуры или реле включения.
● Поломка термостата. Устройство служит для переключения потока антифриза между большим и малым контурами охлаждения. Когда клапан термостата заклинивает в закрытом положении, жидкость движется только по малому контуру и двигатель быстро перегревается.
● Плохое состояние прокладки ГБЦ. Если нарушается герметичность прокладки, в систему охлаждения попадают выхлопные газы. Они выдавливают жидкость в расширительный бачок или, как минимум, затрудняют циркуляцию по системе.
● Неисправность помпы. Выйти из строя может сам насос, который прокачивает жидкость по системе. Также нередко происходит обрыв ремня, приводящего помпу в движение. Во многих автомобилях, особенно с цепным приводом ГРМ, это тот же ремень, который обеспечивает привод генератора.
● Поломка крышки расширительного бачка. Крышка снабжена клапаном для стравливания избыточного давления. Если он заклинивает в закрытом положении, давление способно сорвать или повредить резиновые шланги. Постоянно приоткрытый клапан тоже является проблемой: давление в системе падает, и жидкость может закипеть при нормальной рабочей температуре.
Также существуют причины перегрева двигателя, связанные не с поломками, а с эксплуатацией в тяжёлых условиях. Двигатель греется сильнее, а система охлаждения работает на пределе возможностей и может не справиться со своей задачей. К таким условиям относятся:
● перегруз автомобиля;
● движение по бездорожью или горным дорогам;
● езда в жару с высокой скоростью и включённым кондиционером.
Чем опасен перегрев двигателя
Последствия перегрева затрагивают две зоны силового агрегата. Во-первых, деформируется головка блока цилиндров или даже сам блок, что приводит к потере герметичности их сопряжений. Во-вторых, страдает цилиндропоршневая группа. Даже при незначительном перегреве снижается упругость поршневых колец, на деталях появляются задиры. Если же перегрев сильный, кольца заклинивают в канавках поршней.
Обе описанные поломки являются очень значительными. Они требуют разбора двигателя и дорогостоящего ремонта.
Каковы признаки перегрева двигателя
В любом автомобиле обязательно есть индикация перегрева двигателя. Это может быть стрелочный указатель, в котором на перегрев указывает перемещение стрелки в красную зону. Другой вариант — загорание индикатора на приборной панели.
Кроме показаний датчика о перегреве свидетельствуют:
● появление пара из-под капота;
● детонационные стуки (характерный звенящий звук);
● потеря тяги.
Как действовать при перегреве двигателя
Первым делом следует немедленно остановить автомобиль и заглушить мотор. Дальнейшие действия зависят от того, почему греется двигатель в машине. Если вы уверены, что перегрев вызван сложными дорожными условиями или недостатком охлаждающей жидкости, то после остывания и долива жидкости можно аккуратно продолжить движение. В остальных случаях необходимо отбуксировать машину на СТО.
Независимо от причины перегрева ни в коем случае нельзя открывать крышку расширительного бачка или радиатора до остывания двигателя. Закипевшая жидкость переходит в газообразное состояние, что резко повышает давление в системе. При открывании крышки горячая жидкость выплеснется наружу, попадёт на кожу и вызовет ожоги. Даже если действовать очень осторожно, вы навредите автомобилю: жидкость уйдёт из системы, и двигатель станет ещё горячее.
Также категорически запрещено поливать двигатель водой, чтобы ускорить его остывание. Резкий перепад температур приведёт к микротрещинам и деформации материалов, которые проявят себя впоследствии [4].
Каковы меры профилактики перегрева
Важное значение имеет бережная эксплуатация автомобиля.
● Аккуратная езда без резких торможений и ускорений. Это правило особенно актуально в жаркую погоду.
● Регулярная замена охлаждающей жидкости. Менять её нужно не так часто, как моторное масло, однако через регламентные сроки процедура должна производиться обязательно.
● Промывка радиатора. Если в руководстве по эксплуатации автомобиля нет иных указаний, процедуру выполняют раз в 2–3 года [2].
Эти простые меры, не требующие больших капиталовложений, значительно снизят риск перегрева и уберегут двигатель от дорогостоящего ремонта.
Список источников