Как заменить трансмиссионное масло в разных коробках передач (МКПП и АКПП)

7/31/2024

Для коробки передач своевременная замена масла не менее важна, чем для двигателя. При этом у разных типов трансмиссий есть особенности, которые необходимо учитывать.

 

Зачем в коробке передач нужно масло

Трансмиссионные масла для коробок передач всех типов выполняют одинаковые функции:

        уменьшают трение между деталями;

        смягчают ударные нагрузки и вибрации;

        отводят тепло от трущихся узлов;

        способствуют защите от коррозии.

 

Масло для АКПП решает ещё и дополнительную задачу: обеспечивает правильную работу гидравлической системы управления. Оно должно при любой температуре поддерживать нужное давление и обеспечивать оптимальный коэффициент трения для фрикционов [1]. Поэтому к трансмиссионным маслам для АКПП предъявляются повышенные требования, их состав сложнее.

 

Почему трансмиссионное масло нуждается в замене

Трансмиссионное масло, как и моторное, эксплуатируется при температурах до 150 °С и выше. В таких сложных условиях даже самая качественная техническая жидкость постепенно деградирует. Вырабатывается ресурс присадок, которые предотвращают задиры и поддерживают заданные параметры вязкости. Кроме того, масло загрязняется мелкими частицами износа деталей коробки. Если водитель предпочитает агрессивный стиль вождения с резкими стартами и торможениями, то эти деструктивные процессы сильно ускоряются [2].

 

Какие бывают классификации трансмиссионных масел

Масла для МКПП маркируются в соответствии с классификацией по SAE, известной автомобилистам по моторным маслам. Здесь также используется код из двух чисел, разделённых латинской буквой W и дефисом. Первое число характеризует вязкость масла при отрицательных, а второе — при рабочих температурах. Оба показателя значительно выше, чем у моторных масел, например SAE 75W-80 или SAE 80W-90. Это объясняется большой вязкостью масел для МКПП. Масляная плёнка в коробках передач этого типа должна быть максимально прочной, чтобы выдерживать механические нагрузки при вращении шестерён и в подшипниках качения. Менее вязкое масло выдавливалось бы из точек контакта, провоцируя быстрый износ деталей [3].

 

На рынке масел для АКПП единой общепринятой классификации пока не появилось. Наибольшее распространение получила классификация по DEXRON, разработанная концерном GM. Класс обозначается латинской цифрой: DEXRON III, DEXRON IV, DEXRON VI. Чем больше цифра — тем более технологичный состав у масла и выше требования, которые к нему предъявляются [1].

 

При замене масла обязательно соблюдать спецификацию, рекомендованную производителем. Смешивать масла с разными характеристиками нельзя. В линейке премиального бренда Lemarc представлены высококачественные масла как для механических, так и для автоматических коробок передач. Широкий ассортимент позволяет подобрать трансмиссионное масло для большинства современных автомобилей.

 

Есть ли особенности замены масла в АКПП

В МКПП масло меняется почти так же, как в двигателе. Для АКПП процесс сложнее и в ряде случаев дополняется заменой фильтра. Специалисты практикуют два метода замены трансмиссионной жидкости в автоматических коробках.

        Полная (аппаратная) замена. При помощи специального оборудования старое масло под давлением удаляется из АКПП и полностью заменяется новым. Метод оптимален для свежих автомобилей с небольшим пробегом.

        Частичная замена. Из коробки сливается некоторая часть масла и заменяется точно таким же объёмом нового. Через 500–1000 км процедуру повторяют. Метод больше подходит для автомобилей с пробегами свыше 100 000 км. В их АКПП успевают скопиться загрязнения, которые при интенсивной промывке под давлением способны забить фильтры, соленоиды, радиатор. При более щадящей частичной замене этого не происходит [4].

 

Как часто менять трансмиссионное масло

Регламент замены трансмиссионного масла указывается в сервисной книжке или инструкции по эксплуатации автомобиля. Также многие производители оговаривают более частую замену «в тяжёлых условиях эксплуатации». Такими условиями являются:

        преобладание поездок на короткие расстояния;

        езда по грунтовым и гравийным дорогам, бездорожью;

        эксплуатация при отрицательных температурах;

        простои в пробках;

        буксировка прицепа или кемпера;

        эксплуатация в горной местности, сопряжённая с частыми подъёмами и спусками;

        езда на высокой скорости (свыше 140 км/ч) [5].

 

Если на автомобиль влияют эти факторы (и особенно их сочетание), рекомендованный интервал замены следует сократить вдвое.

 

Список источников

 

  1. Масло для «автомата», «робота» и вариатора: классификация и инструкция по применению — Авто.ру — URL: https://auto.ru/mag/article/maslo-dlya-avtomata-robota-i-variatora-klassifikaciya-i-instrukciya-po-primeneniyu/ (дата обращения: 26.02.2024).
  2. Как и когда нужно менять масло в «автомате», вариаторе и «роботе» — Авто.ру — URL: https://auto.ru/mag/article/kakikogda-menyat-maslo-vavtomate/ (дата обращения: 26.02.2024).
  3. Трансмиссионное масло: инструкция по выбору и применению в МКПП и редукторах — Авто.ру — URL: https://auto.ru/mag/article/maslo-dlya-mehanicheskoy-korobki-peredach-instrukciya-po-vyboru-i-primeneniyu/ (дата обращения: 26.02.2024).
  4. Частичная или полная замена масла в АКПП. Как лучше делать — Российская газета — URL: https://rg.ru/2020/09/20/chastichnaia-ili-polnaia-zamena-masla-v-akpp-kak-luchshe-delat.html (дата обращения: 26.02.2024).
  5. Когда надо менять масло в коробке: список моделей — За рулём — URL: https://www.zr.ru/content/articles/925413-sroki-zameny-masla-v-kp-i-reduktorah/ (дата обращения: 26.02.2024).