Для коробки передач своевременная замена масла не менее важна, чем для двигателя. При этом у разных типов трансмиссий есть особенности, которые необходимо учитывать.
Зачем в коробке передач нужно масло
Трансмиссионные масла для коробок передач всех типов выполняют одинаковые функции:
● уменьшают трение между деталями;
● смягчают ударные нагрузки и вибрации;
● отводят тепло от трущихся узлов;
● способствуют защите от коррозии.
Масло для АКПП решает ещё и дополнительную задачу: обеспечивает правильную работу гидравлической системы управления. Оно должно при любой температуре поддерживать нужное давление и обеспечивать оптимальный коэффициент трения для фрикционов [1]. Поэтому к трансмиссионным маслам для АКПП предъявляются повышенные требования, их состав сложнее.
Почему трансмиссионное масло нуждается в замене
Трансмиссионное масло, как и моторное, эксплуатируется при температурах до 150 °С и выше. В таких сложных условиях даже самая качественная техническая жидкость постепенно деградирует. Вырабатывается ресурс присадок, которые предотвращают задиры и поддерживают заданные параметры вязкости. Кроме того, масло загрязняется мелкими частицами износа деталей коробки. Если водитель предпочитает агрессивный стиль вождения с резкими стартами и торможениями, то эти деструктивные процессы сильно ускоряются [2].
Какие бывают классификации трансмиссионных масел
Масла для МКПП маркируются в соответствии с классификацией по SAE, известной автомобилистам по моторным маслам. Здесь также используется код из двух чисел, разделённых латинской буквой W и дефисом. Первое число характеризует вязкость масла при отрицательных, а второе — при рабочих температурах. Оба показателя значительно выше, чем у моторных масел, например SAE 75W-80 или SAE 80W-90. Это объясняется большой вязкостью масел для МКПП. Масляная плёнка в коробках передач этого типа должна быть максимально прочной, чтобы выдерживать механические нагрузки при вращении шестерён и в подшипниках качения. Менее вязкое масло выдавливалось бы из точек контакта, провоцируя быстрый износ деталей [3].
На рынке масел для АКПП единой общепринятой классификации пока не появилось. Наибольшее распространение получила классификация по DEXRON, разработанная концерном GM. Класс обозначается латинской цифрой: DEXRON III, DEXRON IV, DEXRON VI. Чем больше цифра — тем более технологичный состав у масла и выше требования, которые к нему предъявляются [1].
При замене масла обязательно соблюдать спецификацию, рекомендованную производителем. Смешивать масла с разными характеристиками нельзя. В линейке премиального бренда Lemarc представлены высококачественные масла как для механических, так и для автоматических коробок передач. Широкий ассортимент позволяет подобрать трансмиссионное масло для большинства современных автомобилей.
Есть ли особенности замены масла в АКПП
В МКПП масло меняется почти так же, как в двигателе. Для АКПП процесс сложнее и в ряде случаев дополняется заменой фильтра. Специалисты практикуют два метода замены трансмиссионной жидкости в автоматических коробках.
● Полная (аппаратная) замена. При помощи специального оборудования старое масло под давлением удаляется из АКПП и полностью заменяется новым. Метод оптимален для свежих автомобилей с небольшим пробегом.
● Частичная замена. Из коробки сливается некоторая часть масла и заменяется точно таким же объёмом нового. Через 500–1000 км процедуру повторяют. Метод больше подходит для автомобилей с пробегами свыше 100 000 км. В их АКПП успевают скопиться загрязнения, которые при интенсивной промывке под давлением способны забить фильтры, соленоиды, радиатор. При более щадящей частичной замене этого не происходит [4].
Как часто менять трансмиссионное масло
Регламент замены трансмиссионного масла указывается в сервисной книжке или инструкции по эксплуатации автомобиля. Также многие производители оговаривают более частую замену «в тяжёлых условиях эксплуатации». Такими условиями являются:
● преобладание поездок на короткие расстояния;
● езда по грунтовым и гравийным дорогам, бездорожью;
● эксплуатация при отрицательных температурах;
● буксировка прицепа или кемпера;
● эксплуатация в горной местности, сопряжённая с частыми подъёмами и спусками;
● езда на высокой скорости (свыше 140 км/ч) [5].
Если на автомобиль влияют эти факторы (и особенно их сочетание), рекомендованный интервал замены следует сократить вдвое.
Список источников