Распространено мнение, что прогрев после холодного пуска — архаизм из эпохи карбюраторных двигателей. Современными автомобилями управляет электроника, которая подбирает оптимальный режим работы в зависимости от температуры. Для тёплой поры года это утверждение справедливо, однако зимой между запуском мотора и началом движения всё же необходимо выдержать паузу.
Зачем прогревать машину в мороз
При минусовых температурах вязкость моторного масла повышается. Масляному насосу требуется больше времени, чтобы прокачать загустевшую смазку, доставить её по узким каналам ко всем трущимся парам. И даже после этого холодное масло работает не очень эффективно. Его плёнка плохо держится на поверхности деталей и может срываться при трении.
По мере нагрева вязкость масла приходит в норму. Лучше, чтобы до этого момента двигатель работал в щадящем режиме: на холостом ходу при небольших оборотах. Если же начать движение, скорость трущихся пар резко увеличится и ущерб от сухого пуска окажется значительно бо́льшим.
Производители автомобилей стараются решить проблему сухих пусков. Во многих современных двигателях реализован так называемый прогревочный режим. После пуска на морозе блок управления подаёт в цилиндры смесь с повышенным содержанием топлива и немного поднимает холостые обороты. Благодаря этому двигатель (а вместе с ним и моторное масло) быстрее достигает рабочей температуры.
Решение неплохое — но только при условии, что прогревочный режим используется на холостом ходу. При движении на обогащённой топливной смеси ускоряется закоксовывание свечей, поршневых колец, клапанов и других деталей, портится катализатор. Поэтому даже на самых современных моделях автомобилей зимой нежелательно начинать поездку сразу после того, как был заведён мотор 1.
Сколько минут прогревать машину зимой
Длительность процедуры зависит от того, при какой температуре нужно прогревать машину. На умеренном холоде достаточно 2–3 минут. В сильный мороз время следует увеличить до пяти минут и даже больше. Также более продолжительный прогрев требуется турбированным моторам. Это связано с чувствительностью турбин (даже самых современных) к резким перепадам температур.
Более точный вариант — следить за указателем температуры охлаждающей жидкости на панели приборов. Начинать движение можно, когда его стрелка поднимается до первого деления. К этому времени вязкость масла уже приближается к рабочей. Если в машине есть прогревочный режим, можно ориентироваться по нему. Сигналом к началу движения является падение прогревочных оборотов до обычных холостых2, 3.
Важно продолжать прогрев ещё некоторое время после начала движения. Дело в том, что во время стоянки прогревается только мотор. Коробка передач (в которой тоже есть масло), амортизаторы, редуктор, мосты входят в рабочий режим уже на ходу. Этим узлам резкое повышение температуры также вредит. Поэтому необходимо ехать плавно, без перегазовок, выдерживая диапазон 1500–2000 оборотов в минуту 1.
Как увеличить эффективность прогрева
Перед наступлением холодов поменяйте моторное масло на менее вязкое. У него должен быть меньший из рекомендованных производителем автомобиля зимний индекс по SAE (обычно 0W или 5W). Такие смазочные материалы лучше сохраняют текучесть при низких температурах и быстрее переходят в рабочий режим после холодного пуска.
Также на эффективность прогрева влияет качество присадок в составе масла. Среди прочего эти компоненты обладают антиокислительными свойствами. Из-за окисления смазочный материал становится более вязким — а значит, медленнее возвращается к рабочей вязкости после охлаждения. Присадки замедляют старение масла и помогают сохранить характеристики на протяжении всего срока службы. Поэтому важно выбирать премиальные моторные масла с современными пакетами присадок.
Список источников
1. Нужно ли прогревать двигатель машины зимой. — Авто.ру. — URL: https://auto.ru/mag/article/timetowarmeng/ (дата обращения: 09.09.2024).
2. Прогрев двигателя: нужен ли зимой и летом, за и против, советы экспертов. — РИА Новости. — URL: https://ria.ru/20220119/dvigatel-1768602915.html (дата обращения: 09.09.2024).
3. На каких автомобилях не нужно прогревать мотор, а на каких нужно. — Российская газета. — URL: https://rg.ru/2020/10/24/na-kakih-avtomobiliah-ne-nuzhno-progrevat-motor-a-na-kakih-nuzhno.html (дата обращения: 09.09.2024).