Частота оборотов двигателя на холостом ходу индивидуальна для каждой конкретной модели автомобиля. В среднем для легковых автомобилей с прогретым мотором нормальное значение составляет 600–900 об/мин1. Обороты ниже 500 или выше 2 000 — уже повод для беспокойства 2.
Признаки нестабильности оборотов на холостом ходу
О том, что обороты двигателя нестабильны, могут говорить следующие признаки 2:
● Тахометр работает сбивчиво. У цифровых моделей в таких случаях постоянно меняются цифры, у аналоговых плавает стрелка.
● Звук работающего двигателя неровный. В нормальном состоянии двигатель монотонно гудит, а при плавающих оборотах создаётся впечатление, будто педаль газа нажимают и отпускают.
● Возникает вибрация на кузове или под капотом. Двигатель неприятно дёргается, и это повод насторожиться.
Все эти симптомы могут появляться по незначительным причинам и пропадать сами собой, но могут свидетельствовать и о критически опасных проблемах с двигателем.
Причины плавающих оборотов
Существует масса вариантов, почему плавают обороты на холостом ходу. Все их можно разделить на две большие группы.
Незначительные причины, не ведущие к серьёзным поломкам:
● Ненадлежащее качество топлива. Если после заправки на заслуживающей доверия АЗС обороты двигателя перестали плавать, проблему можно считать решённой 1.
● Низкие обороты двигателя на холостом ходу, предусмотренные в конкретной модели автомобиля. Эта проблема часто возникает в современных моделях, чьи производители стремятся к экологичности и пренебрегают комфортом. В этом случае колебание оборотов может возникнуть даже при включении фар. Выход из этой ситуации — повысить обороты программными методами 3.
● Включение нагрузки. Работа кондиционера, вентилятора или иной нагрузки может вести вначале к падению, а затем к росту оборотов на холостом ходу, и это не повод для беспокойства 3.
Обычно, если причины незначительны, обороты плавают не более одной минуты после старта, а при прогретом моторе остаются стабильными 1. Если это не так, нужно обязательно выяснить, из-за чего плавают обороты:
● Неисправность регулятора холостого хода. Именно этот регулятор отвечает за стабильность оборотов при закрытой заслонке. Если проблема в механической части, её следует почистить и смазать шток. Неисправность электрики ведёт к замене регулятора 2.
● Низкая компрессия в цилиндрах. Может быть негерметична прокладка головки блока цилиндров (ГБЦ), и её срочно следует заменить. Возможно, требуется регулировка или замена клапанов. Проблемы с поршневыми кольцами или самими цилиндрами требуют серьёзного ремонта 2.
● Загрязнение и/или выход из строя форсунок. По этой причине объём и форма топливного факела меняются, что не идёт на пользу двигателю. Требуется промыть или заменить форсунки 2.
● Недостаточное давление топлива. Могут быть неисправны топливный насос или регулятор давления в топливной рампе. Ещё одна возможная проблема — сильная загрязнённость топливных фильтров. Фильтры легко заменить самостоятельно, но насос и регулятор нужно проверять и чинить в автосервисе 2.
● Неисправность компонентов системы зажигания. Может потребоваться заменить свечи, высоковольтные провода либо катушки зажигания 2.
● Разгерметизация впускной системы. В этом случае нарушен состав топливовоздушной смеси. Следует проверить и при необходимости заменить прокладки коллектора и сам коллектор, соединения шлангов и патрубков, вакуумные шланги 2.
● Неисправность датчика массового расхода воздуха. Это устройство определяет, какой объём воздуха проходит через воздушный фильтр. На основании информации с датчика корректируется впрыск топлива. Если данные некорректны, обороты начинают плавать. В этом случае датчик подлежит замене 2.
● Загрязнение дроссельной заслонки. Со временем на заслонке накапливаются различные отложения, из-за этого она может не до конца закрываться и заедать при работе. Это значит, что её необходимо почистить 2.
● Неисправность клапана вентиляции картера. По этой причине в камере сгорания может образоваться избыток картерных газов. Этот клапан можно заменить, но, как правило, достаточно просто его промыть 2.
Что делать с плавающими оборотами двигателя на холостом ходу
Прежде всего следует обратить внимание на качество топлива. Если при замене топлива обороты продолжают плавать, следует провести профессиональную диагностику автомобиля на СТО и очистить либо заменить проблемные детали.
Обязательно стоит проверить уровень и состояние масла: возможно, потребуется долив или замена. Используйте моторные масла только от проверенных производителей, приобретённые в крупных автомагазинах.
С визитом в автосервис при плавающих оборотах двигателя не стоит затягивать. Длительная эксплуатация автомобиля с невыясненными проблемами и поломками может привести к необходимости серьёзного ремонта мотора.
Список источников
1. Калинчиков Илья. Почему плавают обороты двигателя на холостом ходу? — Электронный ресурс: Autonews.ru. — 3 апреля 2024 г. // URL: https://www.autonews.ru/news/660bb8a09a794701b8ba3ad5#p2 (дата обращения: 05.08.2024).
2. Почему плавают обороты двигателя на холостом ходу и из-за чего мотор работает нестабильно. — Электронный ресурс: Учебник Авто.ру // URL: https://auto.ru/mag/article/pochemu-plavayut-oboroty-dvigatelya-na-holostom-hodu-izza-chego-motor-rabotaet-nestabilno/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fwww.google.com%2F (дата обращения: 05.08.2024).
3. Баландин Михаил. Воздух, топливо и электричество: почему плавают холостые обороты? — Электронный ресурс: Колёса.ру. — 26.01.2024 // URL: https://www.kolesa.ru/article/vozdux-toplivo-i-elektricestvo-pocemu-plavaiut-xolostye-oboroty (дата обращения: 05.08.2024).