В линейках многих производителей есть моторные масла, которые по текучести сильно отличаются от классических смазочных материалов. Что это: полезная высокотехнологичная разработка или сомнительный маркетинговый ход?
Понятие о вязкости масла
Вязкость — свойство моторного масла, благодаря которому оно образует на поверхности деталей тонкую, но стойкую плёнку. Эта плёнка значительно уменьшает трение между элементами двигателя — а значит, замедляет их износ1. Поэтому вязкость является одной из важнейших характеристик масла и обязательно указывается на этикетке в виде класса по SAE. Это маркировка, которая состоит из двух чисел, разделённых латинской буквой W и дефисом: например, 5W-30 или 10W-40. Говоря точнее, класс по SAE показывает сразу два типа вязкости: низкотемпературную и высокотемпературную:
● Число перед буквой W даёт представление о вязкости в момент пуска, то есть при температуре окружающей среды. По нему можно определить, при каких предельно низких показаниях термометра масло ещё не станет слишком густым и позволит завести двигатель автомобиля. Для масел класса SAE 0W возможен запуск двигателя при -35 °C, SAE 5W — при -30 °C, SAE 10W — при -25 °C и т. д.
● Число после дефиса кодирует вязкость во время работы двигателя. Чем выше его значение, тем более вязким остаётся масло в реальных условиях эксплуатации.
Моторное масло относят к полновязким или маловязким по второму показателю — высокотемпературной вязкости. Класс по ней присваивается на основании специальных тестов. Так, важную роль играет испытание HTHS (High Temperature High Shear) — измерение вязкости в условиях, максимально приближенных к режиму работы двигателя (температуре 150 °C и скорости сдвига 106 с-1)2.
Какие масла относятся к маловязким
Классификация моторных масел по вязкости на настоящий момент не имеет единого стандарта, который разграничивал бы маловязкие и полновязкие масла. Чаще всего к маловязким относят продукты с HTHS < 3,5 мПа*с, что соответствует классам SAE xW-8, xW-12, xW-16 и xW-20. Масла класса хW-30 занимают пограничное положение [3].
Маловязкие моторные масла есть в ассортименте премиального бренда Lemarc. Это продукты из линейки QUALARD NEO:
● Lemarc QUALARD 9 NFC 5W-30 (маловязкое по показателю HTHS);
● Lemarc QUALARD 9 HK 5W-30 (маловязкое по показателю HTHS).
Каковы особенности работы маловязких масел
Пониженная вязкость масла означает, что при сдвиге его слоёв друг относительно друга необходимо преодолеть меньшее сопротивление. Так уменьшаются потери на трение и улучшается энергосбережение. Это даёт два важных преимущества. Во-первых, экономится топливо. И во-вторых, снижается содержание вредных веществ в выхлопе, то есть негативное влияние на экологию [3].
Как понять, подходит ли маловязкое масло для вашего автомобиля
Главное правило при выборе любой технической жидкости — ориентироваться на рекомендации производителя. Все допустимые варианты обязательно перечислены в сервисной книжке либо в инструкции по эксплуатации. Это имеет принципиальное значение, поскольку каждый двигатель конструируется под определённую вязкость масла. На характеристики маловязких масел ориентированы многие современные двигатели высокого экологического класса. В них уменьшены зазоры между рабочими поверхностями с учётом более тонкой масляной плёнки. Полновязкое масло хуже проникает в уменьшенные зазоры, что может привести к масляному голоданию и снижению ресурса двигателя.
Этот принцип работает и в обратную сторону. Если двигатель рассчитан на полновязкое масло, только оно сможет создать оптимальный масляный клин между трущимися парами. Слишком тонкая плёнка приведёт к появлению задиров и повышенному износу3.
Список источников