При эксплуатации автомобиля продукты износа деталей накапливаются в коробке передач и негативно влияют на работу всего механизма. Для исправления ситуации необходимо произвести замену масла в соответствии с регламентом 1.
Некоторые производители заявляют, что их коробки передач не нуждаются в обслуживании на протяжении всего срока службы. Однако чаще всего речь идёт только о гарантийном сроке 2. Своевременная замена масла как минимум продлевает срок работы коробки, и это дешевле, чем менять либо ремонтировать её по истечении гарантийного срока.
Как часто следует менять масло в коробке передач
Этот вопрос часто вызывает у автовладельцев сомнения, поскольку автопроизводители и дилеры могут давать разные рекомендации. Кроме того, в автомобилях одной модели могут стоять разные коробки передач, а от их типа зависит частота замены масла 1:
● Механика. В механической коробке передач масло может прослужить дольше всего. Её конструкция относительно проста по сравнению с остальными. Ресурс трансмиссионного масла — от 40 тыс. до 200 тыс. километров. Несмотря на это, минимум раз в год следует проверять уровень и состояние трансмиссионного масла. Оно должно быть на уровне нижней кромки заливной пробки и не должно содержать металлических частиц от изношенных деталей 2.
● Автомат. Более капризная коробка передач, чем механическая, — масло следует менять через каждые 60–90 тыс. километров пробега.
● Вариатор. Этой коробке передач требуются специальные масла, их ресурс 60–80 тыс. километров.
● Робот. Если речь идёт о коробке с одним сцеплением, она обслуживается так же, как механика. У масел для преселективных роботов ресурс составляет обычно от 60 тыс. до 80 тыс. километров 1.
Сопоставление цифр показывает, что при замене трансмиссионного масла через каждые 60 тыс. км пробега ошибиться практически невозможно. Многие автовладельцы предпочитают не держать в голове эти детали и просто меняют трансмиссионное масло раз в год, что в среднем составляет 15 тыс. км пробега1. Этот подход себя оправдывает, но при одном условии: масло на замену подобрано правильно.
Какое масло идёт в коробку передач
В коробку передач можно заливать только специальное трансмиссионное масло. Трансмиссионные масла могут настолько отличаться по своим качествам от моторных и друг от друга, что некоторые производители даже добавляют в них красители ярких цветов, чтобы вероятность их перепутать была минимальной 3.
Отличия трансмиссионных масел от моторных:
● Уровень вязкости. Трансмиссионные масла более вязкие, чем моторные, поскольку на узлы трансмиссии приходится более высокая нагрузка. Как правило, самые вязкие масла применяются в механических коробках передач 3.
● Температурные характеристики эксплуатации. В основном коробка передач нагревается меньше, чем двигатель, поэтому к трансмиссионным маслам требования по устойчивости к высоким температурам ниже 3.
● Основа (минеральные, синтетические, полусинтетические). Коренное отличие от моторных состоит в том, что наиболее востребованы минеральные трансмиссионные масла, самые вязкие и недорогие. Синтетические используются в основном в экстремальных условиях — например, при сильных морозах, или по рекомендации производителя 3. Компромиссный вариант — полусинтетическое масло.
О свойствах конкретного трансмиссионного масла рассказывает маркировка на упаковке, она формируется в соответствии с двумя классификациями:
● SAE — классификация Ассоциации американских автомобильных инженеров. Маркировка по SAE имеет вид 75W-90. Первые цифры обозначают уровень вязкости холодного масла. Чтобы не перепутать, рядом стоит буква W (от английского winter — зима). Следующие цифры обозначают уровень вязкости горячего масла. На практике интереснее всего, при каких температурах воздуха рекомендуется использовать то или иное масло. Самый широкий спектр применения у масел 75W-80 и 75W-90: примерно от -42 ⁰С до +37 ⁰С. Низкая вязкость в холодном состоянии не позволяет таким маслам застывать на морозе. Для жаркого климата больше всего подходит 85W-90, для него допустимы температуры от -12 ⁰С до +47 ⁰С. В умеренном климате можно использовать 80W-85 и 80W-90, разброс температур для этих масел — от -27 ⁰С до 36 ⁰С 3. Однако в любом случае правильнее всего использовать масло с вязкостью, рекомендованной производителем.
● API — классификация Американского нефтяного института, предназначенная для трансмиссионных масел. Маркировка по API — это литеры GL и цифра от 1 до 6. Чем больше это число, тем больше рабочие нагрузки, при которых масло может работать. Следует знать, что масла GL-1 и GL-2 сейчас практически не используются, они предназначены для автомобилей устаревших моделей. Масла GL-5 и GL-6 снабжены усиленным пакетом присадок, который может проявлять агрессию к цветным металлам 3. Эти масла не следует применять в агрегатах, в которых присутствуют такие металлы. Остальные варианты используются в зависимости от условий эксплуатации автомобиля и рекомендаций автопроизводителя.
Если правильно подобрать трансмиссионное масло возможности нет, лучше подождать, пока она появится, и иметь в виду особенности конкретной коробки передач.
Что учитывать при покупке трансмиссионного масла
Даже если масло приходится менять в силу форс-мажорных обстоятельств — например, возник гул в коробке переменных передач (КПП) или скрежет при смене передач 1, — следует проявить внимательность.
● Нежелательность смешивания. Важно, чтобы при работе коробки передач трансмиссионное масло не давало осадка и не провоцировало поломок. Поэтому нельзя доливать в коробку передач масло с другой основой и/или другими показателями вязкости 1. Кроме того, даже формальное совпадение показателей не гарантирует, что масла разных марок совпадают по составу и количеству присадок и технологических добавок 3. Если по каким-то причинам приходится сменить марку масла, необходимо слить старое масло полностью, смешивание недопустимо.
● Присутствие на рынке контрафактных продуктов. Следует избегать покупки трансмиссионного масла в сомнительных магазинах и на авторынках, особенно если речь идёт о дорогостоящем брендовом масле, которое чаще всего подделывают. Продукция надёжных производителей имеет чётко читающиеся этикетки, голограммы, дату изготовления 3.
Правильный уход за коробкой передач несложен и продлевает срок её работы, а в конечном итоге и срок работы автомобиля в целом.
Список источников
1. Когда следует менять масло в коробке передач. — Электронный ресурс: Auto.Mail.ru. — 2 июля 2024 г. // URL: https://auto.mail.ru/article/86943-kogda-sleduet-menyat-maslo-v-korobke-peredach/ (дата обращения: 05.08.2024).
2. Что делать, чтобы механическая коробка передач (МКПП) служила дольше. — Электронный ресурс: Auto.ru. — 15 ноября 2020 г. // URL: https://auto.ru/mag/article/mechgearboxtips/#part3 (дата обращения: 05.08.2024).
3. Трансмиссионное масло: инструкция по выбору и применению в МКПП и редукторах. — Электронный ресурс: Auto.ru. — 24 сентября 2022 г. // URL: https://auto.ru/mag/article/maslo-dlya-mehanicheskoy-korobki-peredach-instrukciya-po-vyboru-i-primeneniyu/ (дата обращения: 05.08.2024).