Масло в двигатель подаётся под необходимым давлением, за которым следит специальный датчик. Если устройство выходит из строя, его приходится менять, ведь ремонту оно чаще всего не подлежит1. Для того чтобы осуществить замену, нужно понимать, где этот датчик находится.
Где установлен датчик давления масла
В разных моделях и модификациях автомобилей этот датчик может быть расположен по-разному — например, в одних машинах его следует искать рядом с масляным фильтром или насосом, в других — на блоке цилиндров. Ситуация ещё больше осложняется, если речь идёт о продвинутых моделях, где датчиков давления масла несколько1.
Лучше всего для определения местоположения датчика воспользоваться технической документацией к автомобилю. При её отсутствии есть следующие варианты решения проблемы:
● найти документацию в интернете;
● задать вопрос на профильном форуме автомобилистов;
● обратиться в дилерский центр.
Можно также прояснить вопрос местонахождения датчика у специалистов СТО во время планового техобслуживания.
Исправность датчика давления масла — один из факторов нормальной работы двигателя. Датчик срабатывает, когда давление масла в двигателе становится критически низким. Этот момент очень важно не пропустить, иначе потребуется дорогостоящий ремонт.
Какие сигналы подаёт неисправный датчик давления масла
Обычно о неисправности датчика давления масла сигнализирует значок «маслёнка» на приборной панели. Он может быть двух цветов:
● Жёлтый — недостаточный уровень масла или вышедший из строя датчик уровня2.
● Красный — недостаточное давление масла или вышедший из строя датчик давления2.
В первом случае достаточно долить масло, во втором необходимо срочно заглушить мотор и вызвать эвакуатор 3. Недостаточное давление может быть обусловлено как слишком низкой вязкостью масла 4, так и поломками каких-либо деталей — например, масляного насоса 4.
Отдельно следует рассмотреть ситуации, когда «маслёнка» моргает или загорается ненадолго:
● Во время крутого подъёма или спуска, при езде с ускорением с боковым креном, иногда — при резком торможении. Когда кузов машины возвращается в горизонтальное положение, «маслёнка» тухнет. Такие симптомы говорят о том, что в картере двигателя недостаточно масла2.
● В мороз при неправильно подобранном масле. Низкая температура может привести к загустению масла, в результате чего насос не сможет его прокачать и давление в двигателе снизится 2. Датчик давления масла может загореться или начать моргать, но при прогреве погаснет.
● Сразу после запуска двигателя. Возможно, проблема в неправильно подобранном или некачественном масляном фильтре, также может быть забита сетка масляного насоса 2.
В этих случаях нестабильная работа датчика не говорит о его неисправности, проблему следует искать в другом месте. Обязательно обратите внимание на качество масла и его соответствие условиям эксплуатации автомобиля. Возможно, для исправления ситуации стоит заглянуть в техническую документацию и каталог моторных масел, чтобы подобрать масло по рекомендованному производителем показателю вязкости.
Как выяснить причину неисправности
При любых подозрениях на неисправность датчика давления масла следует соблюдать следующую последовательность действий 4:
● Проверить уровень масла. Это нужно сделать с помощью масляного щупа. При необходимости масло нужно долить.
● Проверить давление масла. Для манипуляции понадобится механический манометр. Двигатель необходимо прогреть, после чего проверить давление на холостом ходу, на средних и высоких оборотах. Затем сравнить его со значениями, указанными в технической документации двигателя.
Если проверка давления масла показала, что всё соответствует норме, проблема в датчике.
● Неисправная проводка 4. Обрыв провода датчика возможен из-за старения изоляции, её растрескивания и последующего окисления меди. Бывают случаи, когда провода перекусывают грызуны, забравшиеся под капот, — особенно это актуально в сельских условиях.
● Низкое качество самого датчика 4. Как правило, эта проблема возникает при замене оригинального датчика на более дешёвый. Оригинальные запчасти обычно дороже в несколько раз, но экономить на них не стоит.
● Неподходящий датчик 4. Бывает, что внешне одинаковые датчики рассчитаны на разное давление масла. При замене датчика надо проверять его технические параметры и их соответствие номинальному давлению масла в двигателе.
● Естественный износ датчика. Как и любая деталь, датчик давления масла подвержен естественному износу и время от времени требует замены.
Начинающему автолюбителю достаточно знать, где расположен датчик давления масла, — замену и другие манипуляции с ним лучше доверить специалистам на СТО.
Список источников
1. Сидоров Максим. Датчик давления масла: где установлен и как работает. — Спортс.ру. — 27 ноября 2023 г. // URL: https://www.sports.ru/automoto/blogs/3206462.html (дата обращения: 07.10.2024).
2. Мунаввархонов З. Т., Соаталиев Д. Б. Сгорание датчиков масла в автомобилях и его повреждение // Экономика и социум. 2023. № 3–2 (106). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sgoranie-datchikov-masla-v-avtomobilyah-i-ego-povrezhdenie (дата обращения: 07.10.2024).
3. Афанасьев Александр. Где находится датчик давления масла и как проверить его работу. — Электронный ресурс: Учебник Авто.ру. — 31 октября 2023 г. // URL: https://auto.ru/mag/article/gde-nahoditsya-datchik-davleniya-masla-i-kak-proverit-ego-rabotu/ (дата обращения: 07.10.2024).
4. Фёдоров Алексей. Почему загорелась лампочка «Давление масла». — Т—Ж. Авто. — 26.05.2023 // URL: https://journal.tinkoff.ru/guide/oil-pressure-lamp/ (дата обращения: 07.10.2024).