Чтобы моторное масло эффективно выполняло свои функции, оно должно циркулировать по системе под определённым давлением. Отклонения от нормативов в любую сторону представляют опасность для двигателя.
Некоторые детали двигателя эффективно смазываются при разбрызгивании масла. Но для пар трения, доступ к которым закрыт, этот способ не подходит. Среди них есть очень важные узлы: например, кривошипно-шатунный механизм и распределительный вал. К ним масло подводится через специальные каналы. Диаметр таких каналов невелик, и для прокачивания смазочного материала необходимо создать давление. Эту задачу решает масляный насос. Он забирает масло из картера двигателя, пропускает через фильтр и подаёт в систему смазки.
Чем быстрее движутся элементы пары трения, тем больше им требуется смазки. Поэтому на вопрос, каким должно быть давление масла в двигателе, нет однозначного ответа. Эта величина изменяется в зависимости от режима работы мотора. При низких оборотах двигателя давление минимально. Когда нагрузка на движущиеся детали возрастает, масляный насос начинает работать более интенсивно1.
Чем опасно неправильное давление
Если давление недостаточное, к парам трения подаётся слишком мало смазочного материала. Наступает масляное голодание. Как минимум это приводит к повышенному износу деталей. А при сильном голодании возможны даже поломка или заклинивание двигателя.
Отклонение от нормы в противоположную сторону также опасно. Уплотнительные элементы (сальники и прокладки) рассчитаны на определённую нагрузку. Избыточное давление приводит к нарушению их герметичности и, как следствие, к утечке масла2.
Из-за чего давление отклоняется от нормы
И понижение, и повышение давления не бывают произвольными. В любом случае это следствие неполадок в работе системы смазки или других узлах двигателя. Так, причинами низкого давления могут стать1:
● Недостаток моторного масла. В такой ситуации насос вместо смазочного материала набирает из поддона картерные газы. Проблему решает долив масла. Однако остаётся вопрос, что вызвало падение уровня масла: утечка или естественный угар. Ответить на него помогут специалисты автосервиса.
● Увеличенные зазоры между парами трения. Возникают из-за сильного износа деталей. Единственное решение — ремонт двигателя.
● Неисправность масляного насоса. Агрегат может полностью выходить из строя или работать не в полную силу из-за износа или повреждения деталей. В некоторых случаях насос можно почистить и отремонтировать, в других — требуется замена.
● Поломка редукционного клапана. Если клапан, предназначенный для регулировки давления, заклинивает в открытом положении, насос перестаёт прокачивать масло по системе.
● Попадание в систему смазки топлива или охлаждающей жидкости. Менее вязкие жидкости разжижают моторное масло, что приводит к падению давления. Как правило, требуется полная замена масла, а также выявление причин, которые способствовали разжижению.
Избыточное давление провоцируют факторы, снижающие пропускную способность системы смазки1:
● слишком вязкое масло;
● перелив масла;
● заклинивание редукционного клапана в закрытом положении;
● неисправность масляного фильтра;
● загрязнение каналов системы смазки.
Как определить, что давление не соответствует норме
Автомобили оснащаются либо датчиком аварийно низкого давления (лампочка на приборной панели в виде маслёнки), либо отдельной шкалой прибора. В первом случае можно диагностировать только критическое понижение: когда давление масла в двигателе падает до опасного уровня, загорается контрольная лампа. Слишком высокое давление владельцы таких авто могут определить по последствиям — масляным потёкам, падению уровня масла. Шкала более информативна, она позволяет обнаружить как недостаточное, так и избыточное давление.
Как действовать, если давление не соответствует норме
При загорании индикатора аварийно низкого давления необходимо немедленно остановиться и заглушить двигатель. После остывания мотора проверяется уровень масла. Если он ниже отметки MIN, можно долить масло и (при условии, что лампочка погасла) аккуратно доехать до ближайшей СТО. Если индикатор продолжает гореть, продолжать движение нельзя.
В случае высокого давления при умеренном превышении нормы можно доехать до автосервиса своим ходом. Если стрелка приближается к краю шкалы, автомобиль к месту ремонта следует отбуксировать.
Как предотвратить проблемы с давлением масла
Полностью исключить проблемы с повышенным и пониженным давлением масла невозможно. Однако бережное отношение к двигателю существенно снижает риск поломок.
● Используйте только качественное моторное масло, соответствующее модели двигателя, и придерживайтесь рекомендованных интервалов замены.
● Проводите проверку давления во время плановых ТО на автосервисе. Специалист использует точный манометр, который позволяет обнаружить отклонения от нормы и вовремя устранить неисправность.
Список источников