Правильный выбор моторного масла — одна из главных задач по обслуживанию автомобиля. От этого напрямую зависит срок службы двигателя.
Как выбрать масло по составу
Моторные масла состоят из основы, которую называют базовым маслом, и пакета присадок. В зависимости от технологии производства базового масла чаще всего продукт относят к минеральным, синтетическим или полусинтетическим.
Исторически первыми были минеральные масла, которые производят из нефти путём её очистки различными реагентами. Такое сырьё от партии к партии может сильно различаться по составу. Из-за этого «плавают» важные эксплуатационные характеристики продукта. Кроме того, масло имеет невысокие показатели индекса вязкости, достаточно быстро срабатывается в процессе эксплуатации и меняет свои свойства (деградирует).
Благодаря усовершенствованию технологии появились синтетические масла. Их тоже делают в основном из нефти. Также они могут быть химически синтезированными. Способы производства обеспечивают стабильность состава и прогнозируемость свойств. Единственным нюансом является более высокая стоимость, обусловленная сложностью производственного процесса.
Ещё один вариант — полусинтетические масла. Их получают, добавляя к базовому минеральному маслу 20–30% синтетического для улучшения рабочих характеристик.
Выбор масла по классификации SAE
Спецификация J300, предложенная Американской ассоциацией автомобильных инженеров (SAE), — единственный стандарт, который признан во всём мире. Поэтому кодировку по SAE на этикетках печатают крупным шрифтом на самом видном месте. Для современных всесезонных масел она состоит из двух разделённых дефисом чисел, первое из которых обозначено индексом W. Например, 5W-30 или 10W-40.
Первое число относится к низкотемпературной вязкости и имеет значение в зимний период (отсюда W, то есть Winter). Оно показывает, при какой минимальной температуре вязкость загустевшего от мороза масла позволит коленвалу вращаться с достаточной для запуска двигателя скоростью. Если в мотор залито масло класса 0W, он запустится при -35 °C. Если 5W — при -30 °C. И так далее вплоть до класса 25W, гарантирующего холодный запуск при -10 °C.
Число после дефиса кодирует высокотемпературную вязкость. Чем больше его значение, тем более густым остаётся разогретое масло в работающем двигателе.
Требуемый класс вязкости по SAE почти всегда указан в инструкции по эксплуатации автомобиля. Этой рекомендации придерживаться обязательно, поскольку под определённую вязкость масла (в первую очередь высокотемпературную) разрабатывается конструкция двигателя. Если производитель предлагает несколько вариантов, выбирайте по низкотемпературной вязкости с учётом климата в вашем регионе. Например, при выборе между 5W-40 и 10W-40 автомобилисту из Новосибирска стоит отдать предпочтение первому варианту. Это позволит завести двигатель даже в -30 °C.
Другие кодировки на канистре
Кроме класса по SAE на этикетке может присутствовать код, который начинается с аббревиатуры API. Это классификация качества моторных масел Американского института нефти. Сама кодировка состоит из двух букв, первая из которых обозначает тип двигателя: S — бензиновый или C — дизельный.
Вторая буква — это версия стандарта. Очередной редакции присваивается следующая по счёту буква латинского алфавита. Каждый раз ужесточаются требования к качеству масел: их антиокислительным, противоизносным, энергосберегающим и другим полезным свойствам. Соответственно, чем дальше буква от начала алфавита, тем более совершенна формула моторного масла. Если продукт подходит и для бензиновых, и для дизельных двигателей, через дробь указывают два кода: например, API SN/СF.
Альтернативой является классификация АСЕА — Европейской ассоциации производителей автомобилей. Она также определяет класс качества, но кодирует его буквой и цифрой. Буква обозначает тип двигателя: А — бензиновый, В — дизельный, С — бензиновый или дизельный с нейтрализатором отработавших газов. Цифра показывает категорию качества: чем она больше, тем выше требования к маслу. Исключение составляет цифра 1, которая зарезервирована для специальных энергосберегающих масел. Пример кода: АСЕА A3/B4.
Класс качества по API или АСЕА обычно прописан в инструкции по эксплуатации автомобиля. Так же как и класс по SAE, его следует соблюдать неукоснительно.
Как избежать покупки поддельного масла
Качественные моторные масла нередко подделывают. Под видом оригинального продукта мошенники продают самое дешёвое минеральное масло с минимальным пакетом присадок. Отличить контрафакт можно по внешним признакам.
● Кустарные канистры отливают из дешёвого пластика. На поверхности заметны дефекты литья: наплывы, раковины, заусенцы. Соединяющий две половины шов выглядит неаккуратно. Шкала уровня масла нанесена неровно.
● Крышка не имеет защитного стопорного кольца, болтается, неплотно прилегает к основанию горлышка, под крышкой отсутствует защитная фольгированная мембрана.
● Этикетка наклеена криво или с пузырями. Цвета печати блёклые или слишком яркие — в сравнении с оригиналом. Контуры изображений размытые, мелкие надписи неразборчивые.
● Дата производства на канистре нечёткая или смазанная, зачастую легко стирается. Отсутствует информация о номере партии.
Кроме того, покупателя должна насторожить цена ниже уровня рынка. Моторные масла — не сезонный или скоропортящийся товар, на них редко устраивают распродажи с большими скидками.
Воспользуйтесь сервисом подбора от LEMARC:
1. Подобрать масла по модели авто: https://lemarc.ru/selector/model
2. Подобрать масла по аналогу: https://lemarc.ru/selector/analogue