Оптимальное решение — использовать для доливки то же самое масло, на котором работает двигатель. Но такая возможность есть не всегда. Что делать, если ехать нужно, а своего смазочного материала нет в наличии?
Можно ли смешивать моторные масла разных производителей
Современные смазочные материалы состоят из основы (так называемого базового масла) и пакета присадок. Суммарная доля присадок может достигать 20–30%. Они выполняют целый ряд функций:
● улучшают эксплуатационные характеристики масла;
● придают продукту дополнительные свойства;
● замедляют нежелательные процессы.
Присадки препятствуют образованию пены, предотвращают окисление и коррозию, смывают с деталей загрязнения, помогают маслу сохранять вязкость при высоких температурах и многое другое. Все эти задачи решают разные химические соединения. Поэтому в пакет присадок входит до восьми (а иногда и более) компонентов. Перечень таких веществ достаточно широк, и регулярно появляются новые. Каждый производитель использует собственные сочетания.
Очень важно, чтобы присадки не мешали друг другу: не вступали в реакции и не оказывали подавляющего действия. Производители, особенно премиальные бренды, тщательно контролируют совместимость компонентов. Каждая формула перед запуском производства обязательно тестируется в лаборатории.
Однако при смешивании разных продуктов совместимость гарантировать нельзя. Одни присадки могут нейтрализовать действие других.
Можно ли смешивать масла разной вязкости
Выше рассмотрен вопрос, почему нежелательно смешивание моторных масел разных марок, даже если у них одинаковая основа и класс вязкости по SAE. При доливе смазочного материала с другой маркировкой SAE (например, добавлении масла 5W-30 к 0W-20) возникает ещё одна проблема. Смесь будет иметь нестандартные вязкостно-температурные характеристики и не будет соответствовать классу, рекомендованному производителем автомобиля1. Особенно чувствительны к таким отклонениям от нормативов двигатели с прямым впрыском топлива.
Доливать или не доливать
Какие бы риски ни несло смешивание разных продуктов, масляное голодание намного более опасно для двигателя. Без полноценной смазки детали перегреваются и быстро изнашиваются. Как минимум это сокращает срок службы мотора. Нередко дефицит моторного масла приводит к серьёзным поломкам, вплоть до заклинивания двигателя. Поэтому нужно руководствоваться правилом: добавление любого масла лучше, чем его недостаток.
Что лучше: долить масло того же бренда или той же вязкости
Пакеты присадок в продуктах одного производителя отличаются незначительно. В них много общих компонентов, что минимизирует риск конфликта. В целом лучше доливать отличающееся по вязкости и группе масло, но из линейки того же бренда2.
Какие масла доливать нельзя
Канистры с моторными и трансмиссионными маслами одного бренда обычно похожи. Они имеют типовой дизайн и заметную маркировку SAE. Может сложиться впечатление о взаимозаменяемости этих смазочных материалов. Но на самом деле смешивать моторное масло с трансмиссионным категорически запрещено. Также нежелательно разбавлять масла на основе полиальфаолефинов маслами на другой основе2.
Как действовать после доливки
Важно помнить, что смешивание моторных масел, даже сходных по характеристикам, допускается только при необходимости. А затем по возможности нужно произвести полную замену масла.
Список источников