Причины стука в двигателе

10/14/2024

Стук в двигателе и другие посторонние звуки при его работе не следует игнорировать. Это симптомы неисправностей, которые могут привести не только к дорогостоящему ремонту, но и к ДТП.

Чем раньше будет выявлена и устранена причина стука, тем меньше вероятность отдать впоследствии крупные суммы за ремонт. Прежде всего стоит обратить внимание на то, когда появляется стук и сколько он длится по времени. В некоторых случаях он затухает самопроизвольно.

Стук в двигателе при наборе оборотов (холодный пуск)

Если при холодном пуске стучит двигатель, причины могут быть следующие:

      Постепенный естественный износ1. При запуске слышен стук, потом он пропадает по мере прогрева двигателя. Такой стук начинает стихать в первую же минуту после пуска. Это нормально после простоя двигателя. Как только все детали будут прогреты и смазаны, проблема решится сама собой.

      Проблемы с цепным приводом газораспределительного механизма (ГРМ)2. Стук на холодную может возникать из-за неисправности гидронатяжителя цепи. Если же из-под капота раздаётся даже не стук, а металлический лязг, причина — растяжение цепи привода ГРМ. В обоих случаях ГРМ необходимо проверить и при необходимости заменить неисправные детали.


Чем больше пробег автомобиля, тем выше вероятность проблем с ГРМ и больше естественный износ. Поэтому при значительном пробеге даже холодный стук должен заставить насторожиться.

Стук в двигателе на холостых оборотах

Если стучит двигатель, работающий без нагрузки, это может быть связано либо с маслом, либо с особенностями конструкции:

 

      Разрушение шеек и вкладышей коленвала. Это критически важные детали двигателя, неисправность которых влечёт за собой его остановку и дорогостоящий ремонт. Чтобы избежать такой ситуации, необходимо следить за качеством и частотой замены масла2.

      Проблемы в масляных каналах2. И снова причиной может оказаться некачественное масло1.

      Увеличенные тепловые зазоры в клапанах. В старых моделях автомобилей предусмотрена ручная регулировка теплового зазора1, обычно через каждые 50–80 тыс. км3. Если она вовремя не производится, двигатель начинает стучать. Некоторые модели двигателей оснащены гидрокомпенсаторами, которые снимают проблему тепловых зазоров1.

 

Стук в двигателе при нагрузке

Самый серьёзный повод для беспокойства, так как автомобиль может заглохнуть в любой момент. Почему стучит двигатель1:

      Сильный естественный износ деталей, который не компенсируется прогревом и смазкой.

      Перегрев двигателя. Ведёт к проблемам в цилиндро-поршневой группе.

 

Если мотор стучит при нагрузке, такой автомобиль не следует эксплуатировать, пока не будут проведены диагностика и ремонт.

Причины стука в двигателе после замены масла

После замены масла необходимо дождаться, когда будет достигнуто рабочее давление масла в двигателе. Обычно на это хватает нескольких секунд. Если же замена масла не улучшила работу двигателя, тому может быть масса причин:

      Некачественное масло. От качества масла зависит, будут ли достаточно смазаны все детали и не вступит ли оно в нежелательную реакцию с компонентами двигателя4. Поэтому приобретать его лучше всего у производителей, официальных дистрибьюторов, в крупных сетевых гипермаркетах или на фирменных заправках.

      Неправильный уровень масла. Проблема обычно возникает при самостоятельной замене масла. Если залито слишком мало, двигателю недостаточно смазки и он начинает стучать4. Следует учитывать, что слишком много масла тоже заливать нельзя: если залитый объём значительно превышает максимально допустимый, это может спровоцировать ряд проблем с двигателем5.

      Проблема с масляным фильтром. Фильтр может быть некачественным, бракованным, контрафактным или неправильно установленным во время замены масла. Из-за этого поток масла ограничен и, как следствие, появляется стук4.

      Низкое давление масла. Следует проверить исправность масляных насоса и магистралей, а также исключить утечку масла4.

 

Проблемы с системой смазки влекут за собой неполадки в самом двигателе, поэтому не стоит ждать, пока стук пройдёт сам.

Посторонние стуки могут быть связаны не с двигателем, а с любым другим навесным оборудованием. Дело в том, что в современных автомобилях подкапотное пространство заполнено очень плотно и на слух сложно определить источник стука. Им может оказаться, например, и компрессор кондиционера. В любом случае при возникновении стука под капотом автомобиля разумнее всего сразу обратиться к специалистам. Если стук возник при работе под нагрузкой, предпочтительнее воспользоваться эвакуатором1.

 

Список источников

 

  1. Стук в двигателе: что делать и как определить причину. — Электронный ресурс: Auto.mail.ru. // URL: https://auto.mail.ru/article/92121-stuk-v-dvigatele/#anchor171074997015319632 (дата обращения: 12.06.2024).
  2. Почему стучит двигатель и чем опасен стук в ДВС. — Электронный ресурс: Учебник авто.ру. // URL: https://auto.ru/mag/article/pochemu-stuchit-dvigatel-i-chem-opasen-stuk-dvs/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fwww.google.com%2F (дата обращения: 12.06.2024).
  3. Кокорин Алексей. Регулировка клапанов: что это, зачем нужно и что будет, если её не делать. — Электронный ресурс: Колеса.ру. — 03.06.2019. // URL: https://www.kolesa.ru/article/regulirovka-klapanov-chto-eto-zachem-nuzhno-i-chto-budet-esli-ee-ne-delat# (дата обращения: 12.06.2024).
  4. Зубко Юрий. Автомеханик объяснил, почему после замены масла может застучать мотор. — Российская газета. — 07.03.2024. // URL: https://rg.ru/2024/03/07/avtomehanik-obiasnil-pochemu-posle-zameny-masla-mozhet-zastuchat-motor.html (дата обращения: 12.06.2024).
  5. Что будет, если залить в двигатель слишком много масла. — Электронный ресурс: Учебник авто.ру. // URL: https://auto.ru/mag/article/chto-budet-esli-perelit-maslo-v-dvigatel/ (дата обращения: 12.06.2024).