Роботизированная коробка передач: что это такое и как она работает

10/11/2024

Роботизированная коробка передач (РКП), или просто «робот», — это гибрид автоматической и механической коробки передач1. Она экономична в обслуживании и позволяет переключать передачи без участия водителя.

На первый взгляд РКП кажется идеальным вариантом. Но отдать ей однозначное предпочтение перед другими видами коробок передач можно, только хорошо разобравшись в нюансах её работы и обслуживания.

Как работает роботизированная коробка передач

Роботизированная КП (ступенчатая коробка передач, Manual Transmission Automatically Shifted) — это механическая коробка передач, в которой выжим сцепления и переключение передач осуществляют два сервопривода (актуатора) под управлением электронного блока2. Один сервопривод отвечает за сцепление, другой — за передачи. Такая КП может работать и в автоматическом режиме переключения передач, и в ручном.

Роботизированные КП бывают с одним и двумя сцеплениями.

 

      Одно сцепление — простой вариант2. РКП с одним сцеплением имеет целый ряд недостатков. Быстрое управление сцеплением в ней невозможно. Передачи переключаются медленнее, чем в механической коробке. Плавность хода автомобиля с простой РКП хуже, чем у автомобиля с автоматической коробкой передач. Ещё один важный недостаток — высокий расход топлива.

      Два сцепления — продвинутый вариант. Конструкция предусматривает отдельные первичные валы и диски сцепления для чётных и нечётных передач. Переключение между передачами занимает буквально миллисекунды, что недоступно ни механике, ни простой РКП3. Продвинутый вариант имеет небольшую массу, обеспечивает автомобилю плавность хода и небольшой расход топлива. РКП с двумя сцеплениями дешевле автоматической коробки передач4, но дороже механической.

 

Роботизированные КП с двумя сцеплениями бывают с мокрым и с сухим сцеплением4. Сухое сцепление основано на трении в воздушной среде. Оно отличается простотой обслуживания и высокой эффективностью передачи крутящего момента. Однако оно быстро изнашивается и создаёт дополнительный шум. Мокрое сцепление работает в масле, за счёт чего лучше защищено от износа. Его сложнее обслуживать, и замена масла требуется чаще5.

Плюсы и минусы РКП

Вкратце позитивные и негативные аспекты использования РКП можно свести всего к нескольким пунктам.

 

Плюсы:

      «Робот» дешевле «автомата», при этом не уступая ему по функциональным возможностям4.

      С точки зрения экономии топлива РКП выгоднее, чем автоматическая коробка передач.

      Использование РКП освобождает от необходимости ручного переключения передач1.

 

Минусы:

      Не любит резких движений — агрессивного стиля езды, пробуксовок, рывков в пробках4. Тем, кто постоянно пользуется автомобилем в условиях мегаполиса, возможно, не понравится, как работает робот. Коробка передач этого типа может принести дополнительные неудобства.

      Иногда РКП оснащена дополнительным радиатором, который также требует своевременного обслуживания. Его необходимо мыть как минимум раз в год, чтобы мелкие соты не забивались4.

      По окончании гарантийного срока ремонтировать РКП становится дорого3.

      Сухие сцепления относительно быстро выходят из строя и не рассчитаны на пробег больше 100 000 км3.


Тем, кто решил выбрать автомобиль с роботизированной коробкой передач, следует помнить о правилах её обслуживания.

Особенности замены масла в «роботе»

В общем случае масло следует менять каждые 50–80 тыс. км пробега, не забывая о замене фильтрующих элементов6. Но у роботизированных коробок передач эти значения сильно варьируются. Частота замены масла зависит от типа системы управления.

 

      Электромеханические РКП. Не требуют высочайшего качества масла, менять его приходится редко, каждые 100 тыс. км6.

      Гидравлические РКП. Чувствительны к качеству масла, особенно при едином масляном контуре редукторной и управляющей частей. В этом случае менять масло приходится каждые 40–45 тыс. км пробега. Если в конструкции предусмотрены раздельные масляные контуры, это увеличивает ресурс использования масла в 1,5 раза — до 60 тыс. км6.


Какое масло использовать, сказано в инструкции к автомобилю. На этикетке ёмкости с маслом всегда указано, для какой коробки передач оно предназначено. Для разных «роботов» используются разные масла. Солидные производители качественных масел предоставляют сервисы подбора, которыми можно пользоваться перед заменой масла.

РКП оснащены сливными и заливными отверстиями для масла, поэтому его замена не составляет большого труда. При наличии смотровой ямы или подъёмника её можно произвести самостоятельно, если это не запрещено инструкцией. Некоторые РКП требуют адаптации к новому маслу, она может быть проведена только с использованием специального программного обеспечения6. Самое надёжное решение — доверить замену масла специалистам.

 

Список источников

1. Коробка переключения передач: виды, чем отличаются и как работают. — Электронный ресурс: Autonews.ru. — 12 октября 2021 г. // URL: https://www.autonews.ru/news/6163f68f9a794722a1b14ef7?from=copy (дата обращения: 13.08.2024).

2. Басов И. М. Автоматические трансмиссии: роботизированная коробка передач и вариатор. — Политехнический молодёжный журнал. — 2016. — № 3. // URL: https://ptsj.bmstu.ru/articles/25/25.pdf (дата обращения: 13.08.2024).

3. Вариатор? Робот? Гидромеханика? DSG? Или всё же «ручка»?! — За рулём. Электронная версия. // URL: https://www.zr.ru/content/articles/907460-peresazhivaemsya-s-mekhaniki-na-a/ (дата обращения: 13.08.2024).

4. Демишева Екатерина. Как ездить на машине с «роботом»: 6 правил, о которых мало кто знает. — Электронный ресурс: Autonews.ru. — 12 марта 2020 г. // URL: https://www.autonews.ru/howto/5e6a0fba9a794703c7548323?from=copy (дата обращения: 13.08.2024).

5. Маслова Алиса. Сцепление автомобиля: как оно работает и почему ломается. — Электронный ресурс: Autonews.ru. — 11 марта 2022 г. // URL: https://www.autonews.ru/news/62299fff9a79473d464b3dfc?from=copy#p4 (дата обращения: 13.08.2024).

6. Как и когда нужно менять масло в «автомате», вариаторе, «роботе». — Электронный ресурс: Учебник Авто.ру. — 3 декабря 2022. // URL: https://auto.ru/mag/article/kakikogda-menyat-maslo-vavtomate/ (дата обращения: 13.08.2024).