Проверяя уровень моторного масла, водители в первую очередь обращают внимание на его недостаток. Однако существенный избыток смазочного материала также вреден для двигателя и может привести к неприятным последствиям.
Причины перелива
Перелив может произойти из-за ошибок при замене масла. Некоторые сотрудники сервисов стараются выполнить работу быстрее и нарушают регламент, предписывающий замену после прогрева двигателя. Однако это требование возникло не на пустом месте. При рабочей температуре вязкость масла уменьшается, и оно полностью вытекает через сливное отверстие. В случае замены на холодную часть смазочного материала остаётся в картере. Если после этого мастер заливает стандартный объём масла, не сверяясь со щупом, уровень оказывается превышенным1.
Нередко перелив допускают сами автовладельцы. При контроле уровня масла ошибочно диагностируется его нехватка и производится ненужный долив. Обычно это происходит, когда автомобиль стоит под уклоном и масло стекает к краю поддона2.
Что будет, если перелить масло в двигатель
Главное, чем грозит перелив масла в двигатель автомобиля, — избыточное давление в картере двигателя. Свободное пространство в поддоне уменьшается. Из-за этого картерные газы находятся в сжатом состоянии и могут выдавить уплотнения. Появятся течи, и в конечном итоге перелив масла приведёт к его нехватке.
Также возможны и другие нарушения в работе двигателя, связанные с переливом моторного масла.
● Картерные газы находят выход через выхлопную систему. Это можно определить по сизому оттенку дыма из трубы. Но опасно не изменение цвета, а спекание дорогостоящего каталитического нейтрализатора.
● Попадание масла в систему впуска затрудняет работу её компонентов — турбонагнетателя и интеркулера.
● Для масел экономкласса с устаревшими присадками существует риск вспенивания противовесами коленчатого вала. Пузырьки воздуха в масле снижают его вязкость и давление. В итоге ухудшается качество смазки и ускоряется износ узлов мотора. Также страдают гидрокомпенсаторы и гидронатяжители цепи ГРМ. Для высококачественных масел с современными присадками эта проблема неактуальна1,2.
При каком уровне масла нужно устранять перелив
Как правило, деления MIN и MAX наносятся на щуп с запасом. Поэтому излишки в пределах 5 мм выше верхней отметки для двигателя не опасны. Исправлять ситуацию необходимо, если уровень масла превышен на 1 см и более. В среднем это соответствует переливу 0,5–0,7 л масла. Однако важно понимать, что щупы в различных моделях двигателей имеют разную разметку. Лучше всего уточнить данные для конкретной модели автомобиля и ориентироваться на них.
Как удалить лишнее масло
Существует способ откачать излишки самостоятельно, без откручивания сливной пробки. Для этого понадобятся большой шприц и соответствующий ему шланг. Один конец шланга вставляется в отверстие для щупа, второй присоединяется к шприцу. Откачка производится до тех пор, пока уровень не установится между отметками MIN и MAX [1].
Список источников