Почему двигатель ест масло и что с этим делать

9/30/2024

Небольшой расход смазочного материала в процессе эксплуатации называют естественным угаром, и это — нормальное явление. Но слишком быстрое падение уровня масла свидетельствует о неполадках и требует повышенного внимания автовладельца.

 

Каким должен быть расход моторного масла в норме

При работе двигателя потери смазочного материала неизбежны. Масло смазывает внутренние стенки камеры сгорания, после чего излишки удаляются специальным маслосъёмным кольцом на поршне. На поверхности остаётся тонкая плёнка, часть которой сгорает вместе с топливом при каждом цикле. Отсюда термин «естественный угар», обозначающий это явление.

 

В среднем расход смазки на угар составляет от 0,1 до 0,3% от расхода топлива1. То есть автомобиль, который потребляет 7 литров горючего на 100 км, при этом съедает 7–21 мл масла (или 70–210 мл на 1000 км). Однако существуют и значительно более «прожорливые» двигатели. Так, для многих наддувных двигателей внутреннего сгорания (ДВС), а также некоторых новых моделей автомобилей производители регламентируют расход моторного масла вплоть до 1 литра на 1000 км.

 

Кроме конструктивных особенностей двигателя на уровень потребления масла влияют2:

        Мощность силового агрегата. Чем больше лошадиных сил генерирует мотор, тем больше масла сгорает при его работе.

        Степень износа двигателя. В автомобилях с большим пробегом угар возрастает.

        Стиль вождения. Резкие ускорения, которые разгоняют двигатель до максимальных оборотов, приводят к перерасходу масла.

        Климатические условия. Повышенный расход характерен для регионов с долгими суровыми зимами.

 

Признаки повышенного расхода моторного масла

Кроме быстрого падения уровня масла при контроле щупом автовладельца должны насторожить:

        густой сизый дым из выхлопной трубы;

        парение из маслозаливной горловины;

        жирный чёрный налёт на электродах и резьбе свечей зажигания;

        в бензиновых ДВС — заметное потемнение масла вскоре после замены (для дизельных двигателей изменение цвета нормально)1, 3.

 

Из-за чего увеличивается расход масла

Перерасход моторного масла игнорировать нельзя. Это признак проблем, которые со временем будут усугубляться и приведут к дорогостоящему ремонту.

 

        Износ уплотнительных элементов. При нарушении герметичности сальников и прокладок масло просачивается через них и уходит из системы.

        Износ маслосъёмных колпачков. Этот элемент препятствует проникновению лишнего масла в камеру сгорания через впускные и выпускные клапаны. Если материал колпачка теряет эластичность, расход на угар увеличивается.

        Износ пар трения в камере сгорания. Со временем зазор между стенками цилиндра и маслосъёмным кольцом увеличивается. Соответственно растёт толщина масляной плёнки, которая сжигается при каждом рабочем цикле.

        Неисправность системы ВКГ (вентиляции картерных газов). При неэффективной работе ВКГ давление в системе смазки увеличивается, и масло может попадать в цилиндры через впуск либо выдавливать уплотнения.

        Неисправность турбонагнетателя. Если имеется люфт вала турбины, масло уходит во впускную систему, а затем сгорает в цилиндрах вместе с топливом.

        Неправильный выбор масла по вязкости. Масло, не соответствующее спецификации двигателя, подвержено перерасходу. Слишком вязкое образует толстую плёнку и быстрее угорает, а недостаточно вязкое может просачиваться сквозь уплотнения.

        Некачественное или отработавшее свой ресурс моторное масло. Такой смазочный материал не содержит необходимого пакета присадок: в старом масле они уже израсходовались, а в продукте экономкласса отсутствуют изначально. Это приводит к ухудшению эксплуатационных свойств, в том числе — к повышенному расходу1, 2, 3.

 

Как устранить повышенный расход масла

Если проблема в некачественном, отработавшем свой ресурс или неправильно подобранном масле, проблему решает его замена. В остальных случаях требуется помощь квалифицированных специалистов. На специализированном сервисе проведут диагностику и устранят неисправность.

 

Меры профилактики

Чтобы предотвратить перерасход:

        избегайте агрессивного стиля вождения;

        используйте качественные смазочные материалы;

        вовремя меняйте моторное масло, а также фильтры, прокладки и уплотнители;

        добавьте к плановому техобслуживанию автомобиля контроль и обслуживание системы вентиляции картерных газов1.

 

Список источников

  1. Сизый дым и характерный запах: что делать, если авто «ест» масло. — РИА Новости. — URL: https://ria.ru/20220524/maslo-1790500718.html (дата обращения: 11.06.2024).
  2. Что такое масложор и как от него избавиться. — РБК Autonews. — URL: https://www.autonews.ru/news/6461cb999a794789c9928f9c (дата обращения: 11.06.2024).
  3. Расход масла в двигателе: каким он должен быть. — Авто.ру. — URL: https://auto.ru/mag/article/rashod-masla-v-dvigatele-kakim-on-dolzhen-byt/ (дата обращения: 11.06.2024).