Что такое ремень ГРМ и для чего он нужен
ГРМ — аббревиатура от «газораспределительный механизм». Это компонент двигателя внутреннего сгорания, который управляет впускными и выпускными клапанами, синхронизируя их работу с тактами двигателя. В большинстве современных автомобилей ГРМ работает на ременном приводе.
Принцип работы ГРМ
Чтобы понять, что такое ГРМ, нужно начать со впускного и выпускного клапанов. Они есть в каждом цилиндре двигателя и обеспечивают четырёхтактный цикл его работы. В начале первого такта впускной клапан открывается, запуская в цилиндр воздушно-топливную смесь, после чего сразу же закрывается. Затем смесь воспламеняется. При реакции горения образуются газы, которые расширяются, толкают поршень и тем самым приводят в движение колёса автомобиля. Всё это время оба клапана остаются закрытыми. В финальном, четвёртом такте открывается выпускной клапан, что позволяет удалить отработанные газы в выхлопную систему.
Таким образом, каждый из клапанов должен открываться в определённое время. Эту задачу решает распределительный вал. При его вращении расположенные на валу кулачки поочерёдно открывают клапаны. Когда воздействие кулачка прекращается, клапан закрывает мощная пружина.
Ремень ГРМ синхронизирует движения коленчатого и распределительного валов. Он служит для передачи вращения между валами. Благодаря зависимости распредвала от коленвала клапаны открываются в точности тогда, когда необходимо. Чтобы привод работал тихо и точно, кроме самого ремня в него входит система роликов и натяжителей.
Однако это не единственное, для чего нужен ГРМ. Также ремень может приводить в движение другое навесное оборудование двигателя — например, помпу и масляный насос.
Конструкция ремня ГРМ
Ремень представляет собой соединённую в кольцо ленту с зубьями на внутренней поверхности. Зубья необходимы для того, чтобы не допустить погрешностей при передаче крутящего момента и обеспечить синхронное вращение валов. Обычно они имеют трапециевидный профиль, но встречаются и ремни с полукруглыми в сечении зубьями.
Сердцевина ремня представляет собой прочный неэластичный слой из стекловолокна либо переплетённых нитей (металлических, текстильных). Этот слой армирует ремень, не позволяя ему растягиваться. Наружные слои, включая зубья, формируются из резины. Поверхность зубьев дополнительно усиливается специальным составом, который делает их более износостойкими.
Сравнение ременного и цепного привода
Альтернативой ременному является цепной привод, который работает по тому же принципу, но вместо гибкого ремня в нём используется металлическая цепь, похожая на велосипедную. У этого варианта есть свои преимущества. Очевидно, что металл — более прочный и долговечный материал, и поэтому цепь служит дольше. К тому же она работает внутри двигателя в масляной ванне, что исключает её износ из-за внешних факторов (например, попавшего на поверхность песка).
Однако существенные плюсы есть и у ременного привода. Во-первых, это возможность визуального контроля. Зная, где находится ремень ГРМ, можно следить за его состоянием и при признаках износа своевременно произвести замену. Во-вторых, такая замена обходится дешевле, чем для цепного привода. И в-третьих, цепь работает шумнее. Ремень же при условии его исправности функционирует очень тихо.
Почему ремень ГРМ нужно менять вовремя
При сильном износе ремня возможен его обрыв. В этом случае распределительный вал перестанет вращаться, и поршни столкнутся с остановившимися клапанами. Сила такого удара достаточна, чтобы деформировать детали, а во многих случаях также распредвал, коленвал, головку блока цилиндров и шатунную группу. Итогом станет дорогостоящий ремонт двигателя.
Как часто нужно менять ремень ГРМ
Интервалы замены указаны в инструкции по эксплуатации автомобиля. Как правило, инструкция предписывает менять ремень через каждые 50–100 тысяч пробега. Но если автомобиль эксплуатируется мало, деталь из-за естественного старения резины может выйти из строя раньше, чем пройдёт такое расстояние. Поэтому при небольших пробегах следует ориентироваться на время службы и менять ремень ГРМ не реже чем раз в 5 лет.
Как понять, что нужно менять ремень ГРМ
В некоторых случаях деталь изнашивается быстрее, чем проходит регламентированный период замены. Причинами могут быть:
● Ремень ГРМ низкого качества.
● Неправильная установка (чрезмерное или недостаточное натяжение) ремня.
● Эксплуатация автомобиля в тяжёлых условиях. Для ремня губительны попадание под зубья грязи и песка, а также резкие нагрузки (например, рывки с места).
● Попадание на ремень технических жидкостей. Особенно опасны потёки моторного масла, которые не только сокращают срок службы, но и могут привести к проскальзыванию зубьев, что нарушает синхронность работы двигателя. В свою очередь к протечкам нередко приводит несвоевременная замена или низкое качество смазочного материала.
Поэтому использовать качественное моторное масло и вовремя менять его важно ещё и для безопасной эксплуатации ремня ГРМ.
О том, что ремень нуждается в срочной замене, сигнализирует ряд признаков:
● внешние следы износа — трещины, потёртости, прижоги, потрёпанные края;
● посторонний шум (тикающие или шаркающие звуки) из района расположения ремня;
● течь моторного масла или охлаждающей жидкости в районе кожухов ремня.
Как выбрать ремень ГРМ
На покупке ремня нельзя экономить. Приобретайте только продукцию проверенных брендов с хорошей репутацией на рынке. А поскольку ремни ГРМ часто подделывают, лучше всего обратиться к официальному дилеру.
Также важно использовать ремень ГРМ именно для своей модели автомобиля, а не пытаться подобрать похожий по размеру. Материал ремня, количество и форма зубьев — все эти параметры инженеры тщательно просчитывают для каждого конкретного двигателя.
Как заменить ремень ГРМ
Хотя во многих автомобилях ремень хорошо виден, доступ к нему почти всегда затруднён. Для замены ремня требуется демонтаж и других деталей. Без соответствующей квалификации делать это крайне не рекомендуется.
Кроме того, первостепенную роль играет правильное натяжение ремня: недостаточное так же вредно, как избыточное. Поэтому заменой ремня ГРМ должны заниматься только квалифицированные автомеханики на официальных СТО.
Список источников